Надежда Грановская: Не только мужчины являются моими музами
Солистка группы ВИА «Гра» побывала в гостях у «КП»
Певица выпустила сборник интимной лирики, посвященный своим мужчинам. Об этом и о многом другом Надежда Грановская рассказала нашим читателям.
— Ваш сборник выйдет осенью. Начнем сначала: в каком году вы первый раз написали стихотворение? Кто был музой мужской?
— Почему же, не только мужчины являются моими музами. Но и женщины. Вообще люди являются моими музами. Может быть, даже это не так напрямую происходит. Вдохновение, которое тебя посещает, проходит сквозь сердце, душу и связано не только с тем, что нас окружает. Безусловно, люди толкают нас на это. но есть вдохновение, которое приходит к тебе в образах этого человека. Может, он где-то существует, но ты его не знаешь.
— Зависит от внутреннего состояния?
— Безусловно. Только от внутреннего состояния. Как ты этот мир воспринимаешь. Сквозь призму своего восприятия ты его пропускаешь. Кто-то пишет картины, кто-то пишет стихи, кто-то пишет песни. кому что ближе. Человек самовыражается и выражает свое отношение к этому миру, отношение к себе. В моих стихотворениях не только люди, которые участвовали в моей жизни. Люди, которые не участвовали в моей жизни. И я сама в них описана.
— Очень интересно. Может быть, вы нам что-нибудь прочтете?
— Расскажу, как все начиналось. Думаю, что каждый из нас в детстве что-то писал, вел дневники. У каждого были попытки. Я – не исключение. И тоже что-то писала. Раскрывала какие-то свои внутренние переживания, которые выливались на лист бумаги. Я достаточно скептически к себе всегда относилась, самокритично, не была уверена в том, что делала. Я всегда интересовалась литературой, поэзией. Поэт, который меня зацепил, это Александр Блок. Я не являюсь его поклонницей, но один из стихов, который будет как отправная точка в начале моего сборника, написан, в нем все мое состояние на сегодняшний день.
— Под воздействием Блока?
— Нет. Блока я еще в школьные годы читала. Но этот стих на протяжении всего времени до сегодняшнего дня со мной. Я его забываю, потом в какие-то моменты вспоминаю. Он очень красивый, достаточно оптимистичный, несмотря на то, что в нашем мире происходят разные неприятные события. Первое стихотворение я начала писать в 2002 году, после рождения ребенка. Мамашу прорвало. Причем стихотворения были депрессивного содержания. И моя жизнь на тот момент, мое состояние были не в лучшем виде. Я не относилась к этому серьезно, не думала, что из этого может что-то войти в сборник. Писала, писала, и в какой-то момент писание прекратилось. С 2002 по 2003 годы что-то происходило, а потом завершилось. Те стихотворения, которые сейчас вошли в сборник, писались с 2006 по 2009 годы.
— В 2002 году, по вашим словам, все было не очень радужно. Почему?
— Ребенок мою жизнь скрасил, наполнил. Но, увы, если в твоей жизни личная жизнь, работа, твой взгляд на мир совсем уж иллюзорный, причем в минус, а не в плюс, что ты живешь в розовых красках. Ты понимаешь: что же происходит? Все внутри тебя рушится. Ты близко к сердцу принимаешь какие-то моменты, которые впоследствии пагубно на тебя влияют. Такое чувство, что ты падаешь, дна еще не достаешь, но падение происходит. В основном это недооценка себя.
— Чем это было вызвано?
— Конечно, это не берется откуда. Вчера что-то произошло, время отсчета пошло. Глубинные процессы, которые с нами происходят еще при рождении. Воспитание, среда общения, какие-то слова, которые на нас повлияли, оставив негативный отпечаток внутри. Разные факторы влияют на человека. Ты размышляешь: что я делаю, для чего я это делаю? В чем состоит полноценность моей жизни, красота и радость этой жизни? на этом фоне были написаны стихотворения. Это состояние ты выливаешь и идешь дальше.
— Помогали ли вам эти строки, которые были зафиксированы на бумаге, выходить из этого состояния?
— Может быть, в какой-то степени – да. Изначально это писалось, потому что я хотела высказаться. А высказаться некому. Должен быть человек, который может тебя понимать и без слов. А если ты ему словесно высказываешь свои переживания, он понимает тебя и может еще что-то тебе сказать при этом. Такие люди – большая редкость. В тот период моей жизни таких людей не было.
— Есть несколько строк из того периода?
— Нет.
— Связано ли это было с мужчиной, с любовью?
— Мне не свойственно ставить крайним какую-то ситуацию или человека. Если все развивается, то абсолютно разносторонне. Это касается как профессиональной деятельности, так и личной жизни. и это касается себя. В любом случае ты выбираешь, как тебе жить, где тебе работать, кого любить. Твоя судьба в твоих руках. Но можешь ли ты взять свою судьбу в свои же руки? Это очень большая ответственность. Твои поступки, твоя свобода выбора, как ты действуешь. Если ты хочешь развиваться, на тебя будет вылито много грязи. Потому что ты такой, какой ты есть. а людям не свойственно тебя принимать как уверенного в себе человека. И всегда или к тебе уважительно относятся подобные тебе люди, на твоей волне, или тебя просто свято ненавидят. Или люди, которые завидуют. И есть золотая середина, которая тоже не очень к тебе хорошо относится.
— Как вас можно свято ненавидеть?
— Возможно.
— За что?
— В любом человеке можно найти изъян, если захотеть. А что такое изъян? Что такое плохо или хорошо? Без хорошего и плохое не может жить, и наоборот. И в плохом можно найти хорошее, и в хорошем можно найти плохое, если ты к этому предрасположен. Есть крайности. Ты к ним идешь.
— Можете дать практические советы тем, кто находится в депрессии, как взять свою судьбу в свои руки?
— Я давно вышла из этого состояния. Но у меня был восстановительный период. Меня бросало из крайности в крайность. Из хорошего в плохое. Я чувствовала духовный поток, с одной стороны, а с другой стороны, меня кидало в мирские необузданные поступки. Меня шатало. Я не могла свой внутренний стержень укрепить. Каждый их нас проходит свой путь. Взлеты и падения. Но главное, что этот человек хочет развиваться. Самый правильный совет – не останавливаться на достигнутом. Не думать, что твоя жизнь такова и не может быть другой. В этом случае ты только будешь падать. Или просто плыть по течению. Но потом это все равно рухнет. К нам всегда приходят какие-то испытания, которые мы преодолеваем или не преодолеваем. Самое главное – не останавливаться. Главное – понимать, чего ты хочешь в данный момент. Не нужно думать о том, что будет завтра. Думай о том, что ты хочешь делать сейчас. Или вопрос, на который ты хотел бы найти ответ. Сейчас этот вопрос тебя волнует. И чем глубже будет импульс, желание, посыл, тем быстрее тебе придет ответ. Даже случайный прохожий может идти мимо и ответить тебе на этот вопрос. Нужно смотреть вглубь. Потому что поверхность диктует свои правила.
— Прочтите несколько строчек.
— Я взяла этот черновик, поэтому последую тому, что здесь предложено. Из последнего: «Нетронутая дева звала к творящему,/ Прощала за упадок духа,/ Любила нежностью руки/ Касаться загрубелых остатков сердца./ Сияла обманутым дням, спокойной ночи,/ Песочным часам,/ С расточительностью покончить./ Что будет, когда кажется, / А дойти не под силу,/ В поцелуе главные слова,/ В поцелуе привкус на мгновенье/ Заглянувшего виденья./ Просила нескончаемости сна./ Я просыпалась и жалела,/ Что еще жива».
— Это сильно пережито?
— Конечно. Такие состояния нашего сознания, нашей души. Даже то, чего, казалось бы, нет в жизни реальной. Немножко на другом уровне.
— Думаю, что многие девушки, прочитав ваши строчки, сразу представят конкретную жизненную ситуацию.
— Я только на это и нацелена. Не собираюсь диктовать тот смысл, который я вкладывала в эти слова. Это моя жизнь, это мой смысл. А что касается читающего, мне хотелось, чтобы этот человек через свою призму пропускал, не думая о том, что я имела в виду, а думая о том, что он имеет в виду, читая это. думаю, что в некоторых стихах будут ответы на вопросы, которые волнуют человека. Я люблю внимание, хочу, чтобы это было прочитано. Это нормальные амбиции творческих людей. несправедливо свое творчество поместить в черный чулан. А с другой стороны, мои побуждения состоят в том, чтобы человек, читая, нашел что-то для себя полезное и понимал. Сборник, который выйдет в сентябре, это мои прошлые состояния, они уже не относятся к сегодняшнему дню. Это то, что я переживала от периода к периоду. В сборнике можно проследить все мои состояния.
— Предлагаю еще послушать.
— Прочитаю еще один стих. «Есть несколько фраз в ее словарном запасе./ Расстаться с ними не под силу грешнице в экстазе./ Только с помощью их выживает она на распутье./ Облачиться в монахиню, а на шее – кнутья./ Опуститься занавеску, на ключ я ее закрою./ Я кое-что поведаю тебе, праведник мой./ Слепо можешь пройти, не вкусив вечный плод./ Ограниченно не одна жизнь пройдет./ Быть суфлером – в лучшем случае, оркестровая яма./ И, возможно, ты позволишь сыграть себе гамму./ А сейчас минорная нота поставит конец./ Еще не поздно согрешить – раз-ре-шить./ Кушанье подано, не тяни задуманную сцену./ Поддавайся как тогда, пусть опустят ниже пояса,/ Если ты силен и мужествен,/ Считай, что переписана книга бытия./ Я – грешница, но и исповедь мне не помеха./ Я знаю, кто есть кто, и он нам бесконечно рад./ И только сердцем, и в твоих руках эпоха,/ Разумом и телом ты чувствуешь гармонию в четырех стенах».
— Браво! Вы показывали свои тексты Константину Меладзе.
— Он первый их прочел. Я бы не решилась показать их кому-то другому. Я знаю Константина и понимаю, что даже если ему не понравится, он очень корректно выскажет свои впечатления.
— Не было мысли положить слова на музыку?
— Ну что вы. Мы говорим о группе «ВИА Гра».
— Может быть, это исполнил бы кто-то другой. Может, мужчина.
— Пожалуйста. Сборник выйдет. Думаю, что если кто-то в этом увидит, что можно положить на мелодию, почему бы и нет.
— Сборник называется «Сиюминутное влечение». Почему такое название?
— Это состояние для меня характерно. Наверное, оно будет всю жизнь для меня характерно. Потому что все, что происходит в жизни, очень сиюминутно. Даже состояние любви сиюминутно. Какой бы то ни было любви. Даже совершенно болезненной животной или там будет что-то более возвышенное, красивое. Все равно это сиюминутно. Потому что время идет, а тебе кажется, что вот эта боль, эти состояния очень узкие. И тебе кажется, что или вечность прошла, или мгновение. И это не поддается тому счету времени, которое общепринято. А для тебя это совершенно твое время. Оно сиюминутное. Оно может длиться вечность, а может быть коротким для тебя.
— Можно ли понимать, что любовь не бывает вечной и одной?
— Смотря в каких масштабах рассматривать любовь.
— Если в масштабах вашей жизни?
— Для меня, я переживала разные состояния любви. Болезненные совершенно, которые меня просто уничтожали. И что-то очень красивое. Есть случаи, они редчайше. Но это существует. В зависимости от того, какую ты планку ставишь. Для меня очень важно, чтобы этот человек был духовно богат, чтобы человек был глубоким. Потому что ум, интеллект, глубина, полет, таких людей очень мало. Тем более мужчин. Мой круг по отношению к мужчинам очень сузился. Я понимаю, кто меня интересует, какой-то образ, внутреннее наполнение человека. И только на таких людей я могу обратить особое внимание и быть с ними в контакте.
— Для женщины зависимое состояние в любви полезно? Можно ли защититься на будущее от пережитых страданий?
— Иногда кажется, что ты не выйдешь из этого состояния. Кто-то и проживает так всю жизнь. И мне казалось, что я тоже буду жить в зависимости. И я сам человек ревностный. Это было. Сейчас отношение совершенно другое. Когда ты взрослеешь, в твоей жизни происходят бурные события, я подозреваю, что сама навлекла на себя эти события, потому что я не могу легко жить, мне всегда хотелось каких-то невероятных эмоций. Поэтому на сегодня я прошла нижние миры. Я до сих пор их касаюсь, потому что это необходимо. Ты можешь сравнить. Если ты уходишь в другую высь, ты забываешь о том, что есть. тем более моя профессия, образ жизни не связаны исключительно с духовными аспектами. И я горжусь своей профессией, тем, что я в своей жизни делаю. И тем, что я воспринимаю себя разной. Я выступаю и не в лучшем свете. Но могу себя проявить и с хорошей стороны. А для кого-то это хорошо. Человек, когда принимает себя таким, как есть, навлекает на себя много всего.
— С другой стороны, это смелость жить.
— В этом случае ты понимаешь, что человеческие возможности совершенно не ограничены. Ты можешь творить все, что тебе взбредет. Идеи, которые в тебе рождаются, они как цунами на тебя находят. Они извергаются как вулкан, и ты начинаешь действовать. И важно не бояться проявлять себя. Пусть тебя кто-то закопает в землю: как она могла это сделать?! Не важно. Завтра признают. Завтра примут это. Мы существа совершенно необъективные.
— Вы рассказываете про конкретного мужчину, с которым у вас были непростые отношения, большая и светлая любовь с вашей стороны?
— Да.
— Мы можем не называть его имени. Но нам интересно. Ведь женщины иногда страдают от этих извергов мужчин. Как избавиться от этой зависимости? Как выйти победителем? Вы победили этого мужчину?
— Нет, ни в коем случае. Я не воюю. Не люблю воевать. Хотя, может, это и была какая-то внутренняя война. Могу сказать, что безумно благодарна тем людям, мужчинам и женщинам, случайным прохожим, которые были в моей жизни, потому что они меня подталкивали на следующий шаг. Безусловно, благодаря тем мужчинам, которые причиняли мне боль, я тоже не бедная овечка, я очень люблю отношения фифти-фифти. Это не к этому, что они зарабатывать должны поровну. Я имею в виду внутренние отношения. Когда можно прийти к компромиссу. Партнерство – это компромисс. Я люблю такие отношения, я их искала и нашла. Когда можно просто дискутировать, разговаривать, а тебе никто не скажет: закрой рот, я буду что-то высказывать.
— А такое было?
— Конечно, разное было. Поскольку я человек абсолютно не зависящий от материальных приманок, я буду до конца свою линию гнуть. И отстаивать свою правду. И я думаю, что некоторые мужчины меня просто убить хотели за мою правду.
— Будь умной, промолчи.
— Чтобы быть умной, надо подстраиваться. Те условия, в которых ты живешь, они тебя, как правило, устраивают. И у женщины это материальные условия. Я работаю. Но каждому хочется комфорта. Хочется и зависеть, и чтобы тебя контролировали в какой-то степени. Кому-то это приятно. Все зависит от внутренней свободолюбивости. В каждом из нас живут мужчина и женщина. во мне очень часто проявляется мужское. Поэтому многим мужчинам со мной легко общаться. Я просто свой парень. Но когда дело доходит до решения вопроса между мужчиной и женщиной, тут меня уже не хотят воспринимать на равных, и выслушать меня не особо хотят. Ты – женщина, вот твое место.
— Кто в вас побеждает в этот момент?
— И тут у меня идет: зря ты это сказал. Как только звучит фраза «ты – женщина», ну да, я женщина, конечно. но это не значит, что я должна смирно сидеть и молчать. Я всегда хотела компромисса даже в споре, чтобы меня умели выслушивать. Как и я стремилась к тому, чтобы кого-то выслушивать. Сегодня я четко понимаю многие моменты, которые мне хотелось бы видеть в человеке.
— Вы нашли такого человека?
— В моей жизни есть такой человек. И не один. Я не имею в виду гарем. Я не склонна воспринимать, поскольку изначально я человека духовно воспринимаю, хотя и физический план для меня не менее важен, но для меня, как бы ты физически ни был развит, если у тебя здесь пусто, это тебе не поможет. Во всяком случае, в общении со мной. Такие женщины и мужчины на сегодня присутствуют в моей жизни, которые мне интересны. Есть в моей жизни люди, которые мне очень духовно близки и с которыми мне приятно развиваться дальше. А мужчины мне нравятся, чтобы они были прекрасны во всем. Когда я писала стих, я хотела высказать, что меня волнует в человеке. «И только сердцем…» Потому что сердце пульсирует, оно чувствует, подсказывает, дает возможность становиться объемнее и интереснее. Разум – в нем есть мудрость, некое спокойствие. Чтобы сердце не захлестнуло. И тело. Таких три составляющих, на трех китах. От них и нужно отталкиваться. Я не говорю об идеале. Но эти три кита важны.
— Читатели спрашивают: к вашему сборнику будет приурочена и откровенная съемка. Можете рассказать подробнее, что там можно будет увидеть?
— Ловушечка такая. Когда я не собиралась еще выпускать свои стихи, была идея сделать фотовыставку, раскрывая через фотографию глубинные процессы человеческой жизни и отношения к жизни. хотелось мне отобразить мои взлеты и падения. Когда сформировалось четкое понимание, что я хочу выпустить этот сборник, благодаря некоторым людям, которые его прочли, они сказали: да, это было бы неплохо. Я захотела сделать фотосессию. Я не поэт. Это мои порывы. Это то, что сидит во мне. это то, как я воспринимаю что-то или кого-то. это то, что во мне рождается, и я это выплеснула. Я изначально не стремилась к писанию. Воспользовавшись этим моментом, я могу делать и фотосессии, и все, что угодно. Потому что классический поэт просто выпускает книжку. Фотография и стихи.
По внешности вам любой поэт проигрывает на сто процентов. Идеи в основном мои. Там разного характера фотографии. Они имеют непосредственное отношение к тем состояниям, которые я переживала.
— На нашем сайте есть некоторые фотографии.
— Эти фотографии не войдут в книгу. Там будут более откровенные. Это такая фотосессия. Там нет никакого глянца. Я не люблю глянец. Хотя в нем снимаюсь, поскольку от этого формата никуда не денешься. Я решила к нему хорошо относиться. Но когда у меня есть возможность свободного полета, это мое детище, я решила сделать такую фотосессию с помощью профессионального фотографа. Я сама увлеклась фотографией не на шутку. Фотографии очень разные, будет что полистать. Если не заинтересуют стихи, тогда заинтересуют фотографии. И плюс диск CD, где я буду наговаривать. Константин Меладзе любезно согласился сделать фоновую музыку.
— Мы знаем, что в некоторых строчках у вас есть очень емкие выражения. Слова типа «какой же ты козел», например. И даже некоторые слова с троеточиями. Это такой порыв души?
— Там не «козел», а «урод». Козла пока не появилось. Это вы от себя уже. слова там разные бывают, как и наша жизнь. Или ты пишешь, или ты не пишешь. Или ты откровенно, искренне высказываешь то, что наболело, или то, что по-хорошему искренне хотел сказать. Зачем тогда это делать? Поэты бывают от бога. Бывают просто стажем. Вряд ли они тоже пишут от потолка. Хотя есть какой-то словарный запас, и ты можешь особо не открывать сердце, писать себе. Что касается «урода» в стихотворении, я скажу, о чем там речь. Я затрагивала свою мужскую сторону. Это, скорее, обращение к моему мужчине. Меня спрашивают: что это значит, к кому это обращено? Когда ты пишешь, ты не понимаешь, это из тебя исходит. А потом ты очнулся, что-то написал. Перечитываешь и вот тогда улавливаешь то состояние, которое ты вложил. Я задумалась: а кто это? потому что я уж точно не думала ни о каком мужчине, когда это писала. Я чувствовала, что писала о своем мужчине, который во мне присутствует. И он у меня бывает очень жесткий.
— Расскажите больше о вашем внутреннем мужчине. Вы такая женщина, женщина, женщина, и непонятно, как внутри вас может жить мужчина.
— У нас у каждого живет инь, янь. Что касается мужчины, в нем больше мужское проявляется. Что касается женщины, в ней – женское. Но бывают процессы, и они происходят в каждом, когда я настолько, во мне выпячивает это мужское, хотя должна быть некая гармония, что я даже веду себя иногда как мужчина.
— Интонации?
— Да во всем. В одежде, в жестах. Это проявляется. Истинным женщинам меня трудно будет понять. Но суть в том, что мужчина не принимает в себе какие-то женские стороны, ущемляет их, а женщина не принимает в себе какие-то мужские стороны. У нее и это выпирает, и то. а есть женщины, которые вообще задавливают в себе эту мужскую сторону. И они такие «я летаю!», и у нее своя жизнь. очень продуманная жизнь. потому что женщина, если в ней выпирает женская сущность, давит мужскую, они такие, пользуются, используют мужчину. Как таковой любви там практически не присутствует. Исключительно материальное содержание.
— Наехали на женщин.
— Наезжать не стоит, просто стоит об этом задуматься.
— Так стоит ли мужчинам подавлять женское состояние, а женщинам – мужское? Или надо себя принимать как есть?
— Этот мир был создан гармоничным. Нам просто стоит обращаться к естеству, к природе, которая показывает, насколько она многогранна, необычна. Да и человек может в себе развивать эту многогранность, дарить миру что-то хорошее. Ты рождаешься таким, каким рождаешься. Проходишь какой-то путь. Важно, к чему ты стремишься.
— Арина: сколько времени в неделю вы проводите со своим ребенком? Как он растет?
— Игорь закончил первый класс. Он учится во французской школе. Владеет и итальянским языком, поскольку долгое время жил у бабушки в Италии. Моя мама живет в Италии. Я отдала его во французскую школу, для меня это было очень важно, чтобы мой ребенок учился в очень комфортной среде. Когда учителя любят детей, которых учат. И воспитывают их. Мне посчастливилось, что я нашла эту частную школу. Директор школы – француженка. Она очень любит детей и подбирает таких преподавателей, которые точно так же относятся к детям. Мой Игорь очень чувствует людей. если бы ему в школе не нравилось, он бы мне устроил. Вил бы веревки. И так вьет.
— Вьет веревки из вас?
— Когда он чувствует слабинку в человеке, он его изведет на нет. Благодаря Игорю я тоже становлюсь сильнее.
— Эта черта в вас или в папу Игоря?
— Думаю, что все самое лучше он собрал от родителей. сейчас он у бабушки в Италии на каникулах. Без особого желания хочет общаться со мной, потому что он там занят постоянно, у него свои интересы. Я только рада. Говорю: Игорь, когда соскучишься по маме, тогда приглашай меня в гости. Я даже в детстве не любила, когда мне что-то навязывали. И своего ребенка стараюсь воспитывать в таком же духе. Чтобы мамы не было слишком много. И стараюсь, чтобы он жил в такой среде, где можно себя проявлять как взрослый человек.
— Давно ли живет в Италии ваша мама?
— Да, лет десять. Это недалеко от Венеции. Там очень красиво, воздух, деревенская атмосфера. Конечно, с нашими деревнями сравнить это нельзя. Ему там безумно нравится. Игорю очень нравится общаться с итальянцами. У них все более свободно. Нет таких строгих рамок. Есть свои, но все же у нас все замкнуто, закрыто.
— Светлана: какие три самых злых порока вы не готовы никогда простить мужчине?
— Я просто с ним жить не буду, если я вижу какие-то пороки. Порок трудно истребим, если сам человек этого не захочет. Можно дать человеку какой-то толчок, но все зависит от него. Какие пороки? Это вопрос очень в лоб, и так отвечать в лоб невозможно. Если я вижу, что в человеке есть какие-то пороки, я просто уйду от этого человека. Но помогу, чем смогу. Но мы с ним жить не будем, если он не захочет дальше развиваться и искоренять свои пороки.
— Сергей: в экономический кризис звезды все чаще ищут новые формы бизнеса. Связан ли выход вашего сборника именно с этим?
— Я, конечно, не альтруист, но и не прожженный материалист. Как можно творить и писать от чистого сердца, чтобы изначально целью был заработок. Ты сначала это делаешь, а потом ты понимаешь, что ты можешь на этом заработать, а можешь и не заработать, это уже как получится.
— А вообще экономический кризис каким-то образом коснулся лично вас?
— Нет, я не болею такой болезнью.
— Екатерина: обращаюсь к вам как к обворожительной женщине. Ваш внешний вид вам в жизни помогал или мешал? Случались ли моменты, когда бы вы хотели стать просто обычной средней женщиной, как все?
— Да, конечно, были очень разные моменты. И мой внешний вид мешал мне, безусловно, и помогал. Мы опять возвращаемся к тому, как ты свой внешний вид используешь. В моем понимании, естественно, это не вред людям, окружающим. Сейчас я свой внешний вид стараюсь в хорошем свете проявлять. Имею в виду, пользоваться своей внешностью. Не зря, видимо, она мне дана такая, какая есть. На благо. А на чье благо, пусть сами люди разбираются.
— На благо фотографов в первую очередь. Катя: вы верите в любовь?
— Конечно, не то чтобы верю. Верить – это еще не прийти к нем, что ли. конечно, не то что верю, а она есть. Она во мне просто живет. И пускает корни. Потому что любовь бывает абсолютно разных уровней. И она бесконечна, как и человеческие возможности, потенциал. И я в себе это состояние развиваю. Как можно не любить себя в этом мире и любить кого-то? И подарить кому-то счастье и удовольствие? Как можно, не будучи счастливым, кого-то пытаться сделать счастливым? Это нереально. Тогда, когда ты полюбишь себя и этот мир, себя в этом мире, только тогда ты можешь любить кого-то и вообще людей. Ты даже будешь любить того человека, который тебя ненавидит. Ты понимаешь: да, он слаб, но это не значит, что ты тоже должна его ненавидеть. Не жалость, а сострадание. Нельзя людей жалеть, потому что они тебе на голову вылезут, и тебе навредят, и себе навредят. Именно сострадание. Ты понимаешь все человеческие нюансы. Но это не значит, что ты должен на это обращать внимание.
— Екатерина: как подогреть интерес к мужчине после десяти лет брака?
— Ой, это не ко мне вопрос. Не знаю. я считаю, что мужчина и женщина должны жить на расстоянии. Какие бы ни были отношения. Чем прекраснее отношения, тем длиннее должно быть расстояние. Чтобы сохранить остроту отношений. Я ее очень люблю. Когда как в последний раз. Понятно, что завязались тесные чувства красивые, но мне это больше импонирует. Я переживала разный опыт. Я не была замужем, слава богу, потому что считаю, что брак – это, как я прочитала в одной книге Кончаловского, брак не приводит к свадьбе. Не люблю свадьбу, она приводит к браку.
— Но Кончаловский женат.
— Может, это и не его фраза. Я к браку отношусь не то чтобы скептически, я к нему не отношусь. Потому что это искусственно созданная вещь, чтобы сплотить людей. давайте не будем впадать в иллюзии. Ведь любовь, если она есть, значит она есть. если ее нет, конечно, ее можно сплотить браком на какое-то время – отсутствие или присутствие любви. А можно разрушить. Важно чувствовать эти моменты. Я не состояла в браке, но жила с мужчинами, разный опыт, но я для себя поняла, что на сегодня, я не знаю, что будет завтра, никогда не говори «никогда», но сегодня мне очень комфортно, когда это красивое состояние, отношения развиваются на расстоянии. Это красиво и глубоко, и тебе кажется, что вы можете годами не видеться.
— Когда женщина любит, она и ревнует, и ей хочется штамп в паспорте как подтверждение доверия.
— Я считаю, что ревность – это отсутствие любви. Если ты ревнуешь, значит ты зависим, значит ты собственник. Если вам нравится, да ради бога, вперед. Если это состояние вас не устраивает и вам хочется чего-то большего, не хочется жить постоянно в этой зависимости, в этом контроле, когда тебя контролируют, и ты контролируешь. Наступают в жизни человека моменты, когда это тебя просто душит, хочется вырваться из замкнутого круга и пойти дальше.
— Вы когда-нибудь бросали мужчин сами?
— Конечно.
— Если они того заслуживали?
— Нет, я очень терпеливый человек, но до поры. Я просто убегаю. Потому что я чувствую, что задыхаюсь, дальше уже некуда бежать. И я глубоко начинаю чувствовать, что ничего не изменится. Изменится лишь в том случае, если мы расстанемся. Так и происходило. Человек менялся, наши жизни не соприкасались друг с другом. Отношения уже не сводились к тому, какие они были.
— Вместе ли вы со своим мужем Игорем воспитываете сына Игоря?
— Не произносите это слово «мужем». Я всегда говорю «отец ребенка». Конечно, это единственный мужчина, с которым у меня сохранились хорошие отношения. У нас другого выхода нет. У нас ребенок совместный. И мы понимаем, что будущее нашего ребенка зависит от нас. Иначе мы бы просто с ним не общались. А так у нас с ним хорошие отношения. Он меня поддерживает. И вместе поддерживаем ребенка.
— Напоследок прочтите еще одно стихотворение.
— «Выдуманный мир, сопровождая, лечит/ По жизненной дорожке в никуда./ И человек, что не случайно встречен,/ Опускает на землю навсегда./ Куда вы смотрите, бездушное созданье,/ В надежде обрести покой./ И потаенное, что где-то в подсознанье,/ Слабинку ищет, разрывая в клочья мой родной дом./ Что вас так не устраивает вопреки всему?/ Ни на чем не настаиваю. Промолчу./ Правде сказанной быть не дано./ И бессловьем казнили его./ На тропинку, что ведет в тот же мир,/ Провожаю свои безумства на пир».
— Мы заканчиваем наш эфир.
kp.ua, 30.07.09